местонахождение  Симферополь  
(Корзина пуста)
Лицензионные
программы по
низким ценам

+7 (3652) 78-84-78

+7 (978) 808-01-02

Заказать звонок
1С Франчайзи

Настройка отчетов в «1С:Предприятии 8»

Отзывы
«... Очень довольны сотрудничеством с компанией: вопросы решаются оперативно, квалифицированно. Отдельное спасибо, за подключение к ИТС. ...»
Юрьева Нина Евгеньевна Симферополь

Александр Кириллов 11 января 2017г.

Новый бизнес начни с 1С

С развитием платформы «1С:Предприятие 8» отчеты в прикладных решениях становятся более гибкими, предоставляют пользователям больше возможностей настройки их под свои требования. Система компоновки данных (СКД) позволяет формировать достаточно сложные отчеты из режима предприятия, не прибегая к помощи разработчика. Такая гибкость настроек и универсальность отчетов имеет и обратную сторону: настройка отчетов требует все больше навыков от пользователя. Рассмотрим основные приемы работы с отчетами, созданными с помощью СКД, на примере отчета «Продажи» в типовой конфигурации Розница 2.2.

Для начала уточним, что цель большинства отчетов – получить числовые показатели с различной аналитикой. Исходные данные поступают в виде простой таблицы, полученной запросом, и называются детальными записями. СКД предназначена для вывода этих данных в удобном для пользователя виде.

Основные понятия СКД

  1. Поле – каждая из колонок исходной таблицы.
  2. Доступные поля – поля, которые разрешено использовать пользователю при работе с отчетом.
  3. Выбранные поля – набор полей, выводимых в результат компоновки.
  4. Измерение – поле, представляющее собой разрез, в котором ведется учет (Организация, Склад, Номенклатура).
  5. Ресурс – числовое поле, в котором хранится информация в разрезе измерений (Количество, Сумма).
  6. Группировка – объединение полей с одинаковыми значениями в группы для удобного представление пользователю (выбирается поле и иерархия).
  7. Отбор – описание ограничений выборки записей результата (указывается поле, условие и значение отбора).
  8. Сортировка – упорядочивание записей результата (указывается поле и направление сортировки).
  9. Условное оформление – описание оформления полей результата.

I. Простой режим настроек отчета "Продажи"

При открытии любого отчета пользователь видит быстрые отборы, командную панель и табличное поле (Рисунок 1).

  • Быстрые отборы предназначены для ограничения выборки данных в отчет, они уже настроены для использования, пользователю необходимо только выбрать значение отбора. Флажок слева от отбора устанавливает его активность. Если отбор не активен, он не применяется, даже если его значение заполнено.
  • Командная панель содержит основные команды, предназначенные для работы с отчетом.
  • В табличное поле выводятся непосредственно данные отчета.
быстрые отборы, командную панель и табличное поле

Рисунок 1. Отчет "Продажи".

Если вариант отчета настроен заранее, пользователю достаточно установить нужные значения отборов и сформировать отчет. Но чаще всего существует необходимость изменить отчет перед его выводом.

Самые простые инструменты редактирования отчета вызываются по кнопке «Настройки». Настройки отчета имеют 2 режима: простой и расширенный.

В простом режиме пользователю доступна настройка отборов (не все отборы могут быть выведены в быстрые), а также настроек сортировки колонок отчета (Рисунок 2, 3).

Простой режим редактирования отчета, отборы

Рисунок 2. Настройка отчета в простом режиме, вкладка "Отборы".

Простой режим редактирования отчета, сортировки

Рисунок 3. Настройка отчета в простом режиме, вкладка "Сортировки".

II. Расширенный режим настроек отчета "Продажи"

Расширенный режим редактирования позволяет осуществлять более сложные настройки отчета.

  • 1. Вкладка «Отборы». Расширенная настройка отборов: позволяет добавлять/удалять отборы, редактировать существующие. Представлена в виде таблицы со следующими полями:
    • 1.1. Поле – поле, по которому производится отбор.
    • 1.2. Условие – вариант отбора, возможные значения:
      • 1.2.1. Равно – отбор только по выбранному значению поля;
      • 1.2.2. Не равно – отбор по всем значениям поля, исключая выбранное;
      • 1.2.3. В списке – отбор по списку значений поля;
      • 1.2.4. Не в списке – отбор по всем значениям поля, исключая выбранный список;
      • 1.2.5. В группе – отбор по всем значениям поля, входящим в выбранную группу (если выбран элемент, аналогично условию Равно);
      • 1.2.6. Не в группе – отбор по всем значениям поля, не входящим в выбранную группу (если выбран элемент, аналогично условию Не равно);
      • 1.2.7. В группе из списка - отбор по всем значениям поля, входящим в группы из выбранного списка (если выбраны только элементы, аналогично условию В списке);
      • 1.2.8. Не в группе из списка - отбор по всем значениям поля, не входящим в группы из выбранного списка (если выбраны только элементы, аналогично условию Не в списке);
      • 1.2.9. Заполнено – отбор по всем не пустым значениям поля;
      • 1.2.10. Не заполнено – отбор по всем пустым значениям поля;
      • 1.2.11. Подобно – условие аналогичное Равно, но использующееся для строк (в том числе неограниченной длины) и позволяющее добавлять регулярные выражения для поиска строки (по части строки, по вхождению);
      • 1.2.12. Не подобно – условие аналогичное Не равно, но использующееся для строк (в том числе неограниченной длины) и позволяющее добавлять регулярные выражения для поиска строки (по части строки, по вхождению).
    • 1.3. Значение – значение отбора (элемент, группа или список).
    • 1.4. «Звездочка» - расположение отбора, возможные значения:
      • 1.4.1. В шапке отчета – отбор будет отображаться на форме отчета в быстрых отборах;
      • 1.4.2. Только флажок в шапке отчета - отбор будет отображаться на форме отчета в быстрых отборах, но без возможности выбора значения, можно будет выбрать только его активность;
      • 1.4.3. В настройках отчета – отбор будет отображаться в настройках отчета (даже в простом режиме);
      • 1.4.4. Только флажок в настройках отчета - отбор будет отображаться в настройках отчета (даже в простом режиме), но без возможности выбора значения, можно будет выбрать только его активность;
      • 1.4.5. Не показывать – отбор будет отображаться только в расширенном режиме настроек.
    • 1.5. Заголовок – название отбора в панели быстрых отборов и в простом режиме настроек.

Кроме того, в подменю Еще есть пункт «Сгруппировать отборы». Он позволяет объединять отдельные отборы по условиям «И» (группа срабатывает, если срабатывают все отборы вместе), «ИЛИ» (группа срабатывает, если срабатывает один из отборов), «НЕ» (обращает действие отборов). Для группировки необходимо выделить несколько нужных отборов и нажать «Сгруппировать отборы». Для отмены группировки необходимо выбрать группу и нажать «Разгруппировать» (Рисунок 4).

Группировка отборов

Рисунок 4. Группировка отборов.

  • 2. Вкладка «Поля и сортировки». Позволяет выводить в отчет необходимые поля из доступных, а также настраивать сортировки колонок отчета (Рисунок 5). На вкладке находятся 2 таблицы:
    • 2.1. Таблица полей – содержит поля, предназначенные для вывода в отчет. Поля, входящие в группировки, указывать не нужно, они всегда попадают в отчет. Необходимо указать требуемые реквизиты, а также, если выбрана группировка «Детальные записи», те поля детальных записей, которые пользователь хочет видеть в отчете. Поля не дублируются, т.е. если пользователь добавил поле в группировку и потом выбрал его на вкладке «Поля», оно выведется только один раз – в группировке.
    • 2.2. Таблица сортировок – содержит поля, по которым необходимо сортировать результат. Необходимо отметить, что группировка, содержащая одно поле, автоматически сортируется по этому полю. Данная настройка актуальна для группировок по нескольким полям и для детальных записей. В этой же таблице выбирается направление сортировки (по возрастанию или по убыванию).
Вкладка Поля и сортировки

Рисунок 5. Вкладка "Поля и сортировки".

  • 3. Вкладка «Оформление». Задание условного оформление полей отчета. Условное оформление позволяет отформатировать любую ячейку отчета. Набор строк для форматирования задается отбором (аналогично отборам отчета), набор колонок задается списком конкретных полей (Рисунок 6). При добавлении или редактировании элемента условного оформления появляется окно его настроек. В верхней части окна содержится поле «Заголовок», содержащее наименование элемента. Окно содержит следующие вкладки:
    • 3.1. Оформление – задание оформления полей (шрифт, границы, цвета, ширина ячеек, видимость) (Рисунок 7).
    • 3.2. Условие – позволяет задавать строки отчета, к которому применяется оформление. Аналогично отбору отчета с теми же колонками и поведением (Рисунок 8).
    • 3.3. Оформляемые поля – выбор колонок отчета, к которым будет применяться условное оформление (Рисунок 9).
    • 3.4. Дополнительно – область использования условного оформления (Рисунок 10).
Вкладка Оформление

Рисунок 6. Вкладка "Оформление".

Вкладка Оформление

Рисунок 7. Окно настроек элемента условного оформления отчета, вкладка "Оформление".

Вкладка Оформление, Оформляемые поля

Рисунок 8. Окно настроек элемента условного оформления отчета, вкладка "Условие".

Вкладка Оформление, Дополнительно

Рисунок 9. Окно настроек элемента условного оформления отчета, вкладка "Оформляемые поля".

Вкладка Оформление, Дополнительно

Рисунок 10. Окно настроек элемента условного оформления отчета, вкладка "Дополнительно".

  • 4. Вкладка «Структура». Формирование структуры отчета: горизонтальные, вертикальные группировки измерений, иерархия (Рисунок 11).
Вкладка Структура

Рисунок 11. Вкладка "Структура".

Работа с группировками

Группировки позволяют выводить данные отчета иерархически, получать итоги по разрезам аналитики в вертикальном и горизонтальном измерениях. Группировать данные можно несколькими способами:

  • Группировка – создание отдельных группировок с необходимой иерархией. Итоги по простым группировкам строятся вертикально.
  • Таблица – дает возможность строить группировки в двух направлениях: вертикально и горизонтально. Таблица состоит и строк и колонок, которые в свою очередь включают в себя простые группировки. Группировки, входящие в строки формируют вертикальную иерархию и итоги, в столбцы – горизонтальную. Использование таблиц позволяет формировать сложные сводные таблицы с различной аналитикой.
  • Диаграмма – позволяет отображать содержимое отчета графически в виде диаграмм различного вида.

Рассмотрим работу с группировками подробнее. При создании или редактировании новой группировки открывается окно настроек. Окно состоит из следующих вкладок:

  • 1. Состав группировки – выбор полей, по которым группируются итоги. Группировка может состоять из нескольких полей, тогда данные будут группироваться по принципу «каждый с каждым» (т.е. итогов группировок будет [количество складов]*[количество организаций]). Если справочник иерархический, то можно выбрать тип группировки «Иерархия» (данные будут сгруппированы по всей иерархии данного элемента) или «Только иерархия» (данные будут сгруппированы по всей иерархии данного элемента, не включая данный элемент) (Рисунок 12).
Состав группировки

Рисунок 12. Настройка группировки "Организация" отчета "Продажи", вкладка "Состав группировки".

  • 2. Поля и сортировки – настройка выводимых полей и сортировки для данной группировки. Настройка аналогична настройке для отчета в целом. При выборе «Авто», будут использованы настройки, сделанные для отчета (Рисунок 13).
Поля и сортировки

Рисунок 13. Настройка группировки "Организация" отчета "Продажи", вкладка "Поля и сортировки".

  • 3. Отборы – настройка отборов для данной группировки. Настройка аналогична настройке для отчета в целом (Рисунок 14).
Отборы

Рисунок 14. Настройка группировки "Организация" отчета "Продажи", вкладка "Отборы".

  • 4. Оформление – настройка условного оформления для данной группировки. Настройка аналогична настройке для отчета в целом (Рисунок 15).
Оформление

Рисунок 15. Настройка группировки "Организация" отчета "Продажи", вкладка "Оформление".

Необходимо отметить, что при построении отчета настройки группировки имеют приоритет перед общими настройками отчета.

Естественно, пользователь после настройки отчета захочет сохранить сделанные изменения и пользоваться новым отчетом в дальнейшем, не настраивая его каждый раз. Платформа «1С:Предприятие» дает такую возможность. Для этого в форме отчета необходимо выбрать меню «Варианты» отчета и нажать «Сохранить вариант отчета…». Откроется окно сохранения варианта отчета. В нем необходимо задать имя нового отчета и выбрать область доступности (новый вариант отчета будет виден только пользователю, создавшему его, или всем пользователям). После этого необходимо нажать «Далее» (Рисунок 16).

Сохранить изменения, сделанные в отчете

Рисунок 16. Сохранение варианта отчета.

В следующем окне необходимо выбрать разделы, в которых будет отображаться созданный вариант отчета (Рисунок 17). Если установить флажок «По умолчанию виден в панелях отчетов», вариант отчета будет доступен сразу в разделе, иначе будет находиться в разделе «Все отчеты». Кроме того, в этом окне можно задать краткое описание нового варианта, чтобы остальным пользователям было понятно, чем он отличается от стандартного. После этого, необходимо нажать «Сохранить». Отчет появится в списке отчетов в выбранном разделе.

разделы, в которых будет отображаться созданный вариант отчета

Рисунок 17. Сохранение варианта отчета, выбор разделов, в которых будет отображаться созданный вариант отчета.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать что платформа «1С:Предприятие» позволяет не просто изменять отчеты, но создавать практически новые на основании уже имеющихся. Причем сделать это может рядовой пользователь без навыков разработчика после небольшого обучения.

Не все настройки отчетов аналогичны, но, освоив базовые понятия, можно научиться настраивать и другие необходимые отчеты.